damir_hazrat (damir_hazrat) wrote,
damir_hazrat
damir_hazrat

Наблюдения над текущими процессами в российской мусульманской общине (ЧАСТЬ 7)

РОССИЯ + УММА = нужны ли мы друг другу?

Ранее я объявил, что приступаю к поэтапной публикации цикла политологических наблюдений – и дал вам на обсуждение  часть 1 , часть 2, часть 3, часть 4, часть 5 и часть 6. Предлагаю продолжение:

Наблюдение 7. Российское общество.

Анализ ситуации в российской умме невозможно проводить без чёткого понимания того, каким образом происходит взаимодействие с российским обществом. В этом отношении можно проследить ряд неблагоприятных для всех нас тенденций, которые в последние несколько лет медленно, но стабильно усиливают влияние.

Во-первых, стоит отметить, что российское общество, как и российская умма, становится всё более поляризованным и атомизированным. Разрушение социальных связей и замена их на бизнес-интересы (в различном виде: от корпоративной культуры, до сообществ различных социальных и профессиональных прослоек) никоим образом не способствует формированию единого социального организма. Деградация института семьи и понятия брака также накладывают на это отпечаток.

Вторая тенденция, которая всё больше набирает ход, особенно у молодого поколения – это отторжение российского общества от российского государства. Это проявляется, как во взаимоотношениях на низовом уровне (с правоохранительными органами и инстанциями по приёму обращений граждан), так и в отношении обывателей к политической системе. Лояльность по отношению к отдельным политикам, которую мы наблюдали в марте текущего 2012 года, никаким образом не связана с отношением простых граждан к существующей политической системе.

Наконец третья и, во многом, определяющая тенденция в российском обществе – это потеря культурных ориентиров и традиций. Отсюда идут и проблемы в образовательной системе. Деидеологизация (а фактически внедрение либеральной идеологии) похоронила советскую школу, так как та имела чёткую целеполагательную функцию – воспитание советского человека. Также мы наблюдаем деградацию и маргинализацию рабочего класса, которого лишили и номинального статуса лидера общества и социальной поддержки в виде льгот и субсидий.

При этом образцы нового восприятия действительности российское общество черпает преимущественно из-за рубежа. Эти формы социального поведения, организации собственной жизни, воспитания подрастающего поколения в принципе никак не связаны ни с одной из предыдущих традиций России, как политического образования: ни с царской, ни с советской.

Поэтому во взаимоотношениях российского общества и российских мусульман нет никаких ориентиров, которые бы помогали находить общий язык и развивать диалог. 70-летнее строительство коммунизма отучило российское общество не только от религиозности, но и создало своеобразный стереотип о городе, как месте воспроизведения только светских образцов жизни. В настоящее время у российского общества абсолютно нет никакого понимания, каким образом воспринимать Ислам и рост его представителей в рамках крупных городов. Протест москвичей против строительства мечетей в районах столицы основан не на опыте взаимодействия с мусульманами, а на его… отсутствии. Нет понимания, каким образом воспринимать такую изменённую действительность, а именно тот факт, что Москва – поликультурный город, мегаполис 21 века.

В этом отношении политика отдельных глав регионов, которые пытаются придать черты «мусульманских оазисов» своим субъектам с помощью административных методов (в каждой деревне по мечети, а в административном центре – в каждом квартале) обречена на провал. Использование советских методов формирования религиозной (этнической) идентичности без идеологии коммунизма выглядит, по меньшей мере, недальновидным (по причине вышеописанных тенденций).

Более того, стремление к сегрегации между российским обществом и российской уммой (с обеих сторон) подталкивается как раз идеологическими концепциями, которые пришли к нам из-за рубежа. При этом, стоит обратить внимание, что приходят данные идеологии как раз с полюсов противоборствующих сторон.

В итоге остро встаёт вопрос (остро актуальный и небывалый ранее!) о нахождении общих точек соприкосновения в социальном пространстве, лишённом базиса традиции. Непонятно, где их искать и на что опираться в диалоге, когда, казалось бы, все внешние факторы подталкивают к конфликту?

Здесь особое внимание хочу обратить на один важный момент. Ислам максимально быстро увеличивает количество последователей в крупных российских городах. Соответственно именно на уровне муниципалитетов таких городов должна вестись наиболее развёрнутая работа, как со стороны мусульманских организаций, так и со стороны органов местного самоуправления - по формированию условий благоприятного взаимодействия между мусульманами и российским обществом. При этом, зачастую, мэры административных центров и крупных российских городов вообще не понимают, каким образом работать с сообществами и формировать культурную среду в городе, ограничиваясь вопросами ЖКХ, строительства и, может быть, спортом. Данный набор обязанностей считается не просто нормой – он поощряется. Слом данного миропонимания со стороны муниципалов, безусловно, произойдёт достаточно скоро. Вот только вопрос, каким он будет: как результат очередного конфликта или в результате понимания очевидных перспектив и итогов продумывания?

Безусловно, уровень и характер активности мусульманских организаций является важнейшим фактором в ходе изменений во взаимодействии уммы и общества. В этой связи хотелось бы обратить внимание на один очень важный аспект этой активности. Умма должна уметь не просто говорить с российским обществом - необходимо убеждать, находить компромисс, уходя от принципиальности в тех вопросах, которые не ведут к реальному ущемлению прав каждого. В грамотном и честном диалоге на уровне муниципальных районов возможно рождение не просто взаимопонимания между российским обществом и уммой, а и новой традиции российского общежития, которая будет создана именно в городах, в мегаполисах.

(В следующих постах моего блога вы прочитаете продолжение этих наблюдений – а я жду вашей критики и продуктивных предложений – планирую издать по итогам Брошюру для Общественной палаты РФ).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments