damir_hazrat (damir_hazrat) wrote,
damir_hazrat
damir_hazrat

Скандал с «Тангейзером» - вызов мусульманам

Разразившийся на всю страну скандал из-за очередного «герострата от искусства», заставляет и нас, мусульман России, выразить своё видение происходящего. Хотя, казалось бы, что общего между нашими проблемами и… оперой Рихарда Вагнера в испорченной подаче новосибирского театра? Оказывается, что сам повод ничтожен, но выявляет цепочку острых проблем и болезни нашего общества.
Цинизм пост-модернизма – вызов 21 века
Начну с вопроса о защите прав Вагнера, как автора либретто, идеологии и музыки оперы «Тангейзер» и моих правах, как зрителя. В первую очередь, нарушены именно они. Какое право имеет «герострат» на искажение творческой воли создателя произведения? Никогда ранее в такой степени эта воля не попиралась. Но ныне, при очевидном оскудении творческих сил у новичков, ринувшихся в мир искусства, есть два «конька»: они получили «оправдание» на бесконечные римейки, они получили «право» как угодно искажать ТЕКСТ под предлогом «новой интерпретации».
И почему гражданин, купивший билет с именем известного автора, тем более классика, должен встречать в зале не его замысел, а какую-то жвачку от исказителя? Тут нарушены мои права, как потребителя (извините, что перешел на язык «рыночного времени»).
Казалось бы, ну и пусть! Так много в стране театров, кино и телестудий – надо же чем-то людям заняться… Но вот казус: это вторичное пережёвывание классики не просто сопровождается низким качеством, но сознательно – идеологией нового цинизма, который получил такое «внушительное» наименование, как пост-модернизм. Напомню, это философия отсутствия ценностей, прежде всего в морали.
И вот наш новосибирский зачинщик скандала, оказывается, этого не скрывает и совершенно ясно это декларирует: «Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Всё остальное уже сто раз пройдено, сегодня трудно кого-то чем-то удивить. Тема религии сегодня – одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных».
Итак, вот его «кредо». Таким людям в искусстве всё скучно, «всё остальное уже сто раз пройдено» - но как хочется УДИВИТЬ! Так вот и «удивляет» нарушением элементарных норм, общих святынь. И потрясающе, что в одном ряду стоят «холокост и религия».
А разве в январе мир не был потрясён ещё двумя актами из постмодернистской «римейк-оперы» в Париже и Копенгагене? Там, правда, действие прошло на более авангардно-современном уровне, в стиле живого «перформанса», с реальными убийствами журналистов, полицейских, следователей и посетителей кошерного магазина и синагоги. Сценарий был один, исполнители разные – но эффект-то какой! И ударили так лихо и «по религии и по холокосту».
Увы, трагические события очередной серии «карикатурного скандала» против Пророка Мухаммада (мир ему), попытка провести выставку карикатур на тему Освенцима в Тарту усилиями польских «геростратов» - явления одного ряда.
То, что где-то в далёком от Парижа-Копенгагена Новосибирске появился осквернитель образа Иисуса – просто продолжение пост-модернистских потуг «кого-то удивить». Конечно, реакция православных сибирского города несравнима по накалу и результатам. Но то, как ответила часть нашей «творческой интеллигенции», заступившаяся за скандалиста – само по себе тревожный и печальный сигнал.
В сознание художников теоретики пост-модернизма постарались внедрить ценность скандала как такового. Взращивают поколение, которому непонятна заповедь Бориса Пастернака «позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех!»
Что же делать с «заскучавшим геростратом»?
Очевидно, общество призвано дать не просто теоретически обоснованную аналитику происходящего, но положить предел такому развитию событий, когда в сфере культуры (да ещё и при государственном финансировании!) происходит имитация искусства с реальными оскорблениями религиозных и общечеловеческих ценностей. Это угроза всему обществу: как его православным, так и мусульманам, так и всем гуманистам, независимо от верований, хранящих здравый смысл и уважение к человеку.
Потому позвольте вкратце высказать такие тезисы-пожелания:
1 - Вне сомнения, судебная система России не должна потворствовать «скучающим и жаждущим славы», которые «ищут тему, табуированную в современном обществе». Суд обязан наказать и за действия (на сцене Новосибирской оперы) и за приведённое выше «кредо» - это сознательная антиобщественная провокация.
2 - Министерству культуры, очевидно, надо проверить текущий театральный, оперный, кино и телепроцесс на предмет выявления подобной провокативной пост-модернистской идеологии. Парадокс: пока в России нет официальной государственной идеологии и она запрещена пунктом Конституции – по факту сферу искусства заполняют пост-модернисты. Они занимаются не просто «чистым искусством», не только «игрой в бисер» - но вносят разлад и вражду в общество.
3 – Мусульманам необходимо поддерживать протесты и требования православных сограждан в этом конкретном вопросе (а возможно и более широко – в противостоянии пост-модернизму), как минимум по двум мотивам. Первое: так мы проявляем солидарность с «людьми Писания», с которым нас многое объединяет. Второе – мы должны не менее христиан отстаивать честь имени и образа Иисуса (мир ему)!
4 – Эту мысль даже следует развить шире, во всей полноте. Мусульмане призваны, по велению Корана, почитать ВСЕХ ПРОРОКОВ ЕДИНОБОЖИЯ. Но по факту так сложилось, что мы защищаем только одного из них – «печать Пророков» Мухаммада (мир ему). Это верно, но этого недостаточно! Разве нас не травмирует даже пересказ того кощунства, что сотворено на сцене новосибирского театра? (Я сознательно не перечисляю это, как и не называю имя «герострата»). Разве нас не травмирует подача образа Пророка Иисуса (мир ему) в «карикатурах» парижского журнала? Почему мы молчим об этом?
Думается, что «после Новосибирска» мы прекратим эту неоправданную «избирательность» и станем исполнять свой долг, любя и защищая ВСЕХ ПРОРОКОВ. Потому – давайте присоединим свой голос к протестам в Новосибирске!
5 – Да, мы видим и понимаем Пророков по-разному, когда встречаемся на богословском уровне с иудеями и христианами. Но ведь богословские споры никогда не переступают грани чувств – все мы ЛЮБИМ Пророков. И только «воинствующие безбожники» Страны Советов, да их нынешние продолжатели, «карикатуристы» и «оперные геростраты», равным образом их ненавидят и свою ненависть вбрасывают в общество. Назрело общее «авраамическое сопротивление» этому пост-модернизму.
6 – Наша страна на государственном уровне декларирует защиту нравственных ценностей традиционных религий, и это вызывает уважение не только у граждан РФ, но и у всех культурных людей и Запада, и всего мира. Именно Россия может стать опорой традиционалистов, способствовать освобождению тех, кто подпал под иго пост-модернизма. Уверен, что в этом вопросе все религиозные люди нашей страны будут действовать солидарно с руководством России и, в частности, избавлять её от «пятой колонны», вносящей раздор в сферы искусства, религии и морали.
Напоследок, напомню моим братьям-мусульманам, известный хадис: «когда видишь негодное, исправь его своими руками – а если не можешь руками, то своими словами – а если невозможно даже словами, то своею молитвой!».

Дамир Мухетдинов Москва, 20 марта 2015 г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments