?

Log in

В Москве состоялось чествование известного общественного деятеля, философа и гуманиста Сухейля Фараха по случаю его 65-летия. И хотя мне не довелось участвовать в юбилейном торжестве, я хочу выразить свои сердечные поздравления и наилучшие пожелания нашему дорогому профессору. С доктором Сухейлем Фарахом я познакомился еще в начале 2000-ых годов. Тогда на фоне трагедии 11 сентября в США мир, казалось, был готов расколоться на враждующие лагеря и повсюду возвести барьеры неприятия и отчуждения. В русскоязычном пространстве Сухейль Фарах был одним из первых, кто выступил с призывом поиска путей для диалога и понимания и с присущей ему душевностью и открытостью принялся воплощать этот призыв на практике. Впоследствии идея диалога цивилизаций нашла самую широкую поддержку и в России, и во всем мире, но нам дорог тот факт, что сегодняшний юбиляр был одним из пионеров этого движения. Сама судьба доктора Сухейля, в которой его арабское происхождение и российская, русская культуры тесно переплетены − яркое проявление российско-арабской дружбы и солидарности.

Сегодня деятельность профессора Сухейля Фараха признана, его научные и философские труды высоко оценены. Проявлениями этого признания можно указать получение нашим другом Медали Пушкина из рук президента России, высшего мусульманского ордена "аль-Фахр", православных наград и многих других. Однако ситуация в мире, политический кризис и гуманитарная катастрофа на Ближнем Востоке и их производные по всему миру не позволяют нам останавливаться на достигнутом, а упорно продолжать свой труд диалога и миротворчества.

Россия и российская культурна нуждаются в таких друзьях как Сухейль Фарах и поэтому, наш дорогой профессор, я от всей души желаю Вам долголетия, как физического, так и творческого, гармонии, благополучия здоровья, помощи и благословения Всевышнего в ваших добрых трудах во имя человечества и человечности!

С днём города Москвы!

Дорогие россияне, соотечественники, братья и сёстры!

Мир Божий да будет с вами!

Рад поздравить всех вас с днём города Москвы! Столица государства – это наша общая забота, и её успехи – наши общие успехи. Благоустройство и благоукрашение её – это праздник для каждого из нас.

Потому позвольте высказать в такой день два соображения.

Первое: без сомнений столица является инкубатором новых градостроительных решений и культурных образцов для всех остальных российских городов. Приоритет инфраструктурного развития, гуманизации городской среды, внимания культурным инициативам-это характерные черты Москвы 21 века. Среди ярких особенностей современной Москвы можно выделить и бурное развитие духовной жизни общин самых разных вероисповедных традиций, возведение новых храмов и религиозной инфраструктуры.

И на этом фоне вполне логичным видится замысел многоконфессионального центра в Коммунарке на землях Новой Москвы. Действительно, «цветущая сложность» нашей цивилизации может найти здесь хай-тек формы и обрести новое дыхание! Мы рады будем там открыть и многофункциональный исламский комплекс Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Но есть и вторая тема, критическое пожелание гуманитарного характера. Как и всякий цветущий мегаполис, Москва обречена на многоязычный, пестрый культурный ландшафт. Более того, она изначально складывалась на симбиозе славянских и тюркских корней (вспомним боярина татарского происхождения Кучку, в имении которого на территории современной Москвы гостил князь Юрий Долгорукий). Несмотря на исчезновение из сферы внимания СМИ, тема интеграции и адаптации трудовых мигрантов все еще является крайне актуальной. А те наработки и достижения, которых мы уже добились в данном направлении являются важным гуманитарным ресурсом нашей страны, особенно в свете миграционных проблем в Европе.

Мы-российские мусульмане, как и прежде подтверждаем готовность работать в этом векторе, прикладывать усилия к гармонизации межнациональных отношений, к созиданию единого гражданского социума в России.

Так с праздником, дорогие москвичи, россияне, наследники великой и многоцветной культуры великой и единой России!

Дамир Мухетдинов – первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации.

Стояние на Угре.

По поводу идеи превращения дня окончания Стояния на Угре в общегосударственный праздник Российской Федерации
Идея отражает бытующее достаточно узкое представление о российской истории, воспитанного по старым этноцентристским схемам, оставшимся в наследство нашей сегодняшней системе образования еще от Российской империи. К большому сожалению, нам вновь и вновь приходится возвращаться к вопросу о так называемом «Ордынском иге» или (как иногда в последнее время смягчают) «зависимости Руси от Орды». Несмотря на то, что многие историки давно уже указывают на некорректность многих используемых дефиниций вроде «иго», «дань» и т.д., тем не менее, современное российское общество не показывает готовности отойти от устаревшего, но, к сожалению, устоявшегося восприятия данного периода российской истории.
Почему никто не задумывается о том, что сама постановка вопроса о превращении в общегосударственный праздник в многонациональном государстве исторического эпизода, имеющего значение лишь для одного из народов страны, не корректна? Мне в очередной раз хотелось бы обратить внимание на то, что Российская Федерация – это многонациональное государство и складывалось оно таким изначально, восходя отнюдь не к периоду, как пытаются говорить некоторые коллеги, Ивана III. Золотая Орда, а еще раньше – Хазарский каганат, были как раз примерами таких государственных образований, где уживались совершенно разные народы.
Мы все привыкли к этноцентристскому восприятию истории России согласно линейной схеме: славяне – Древняя Русь – Удельные княжества – Московское княжество/царство – Российская империя – Советский Союз – Российская Федерация. Но почему никто не задумается, что история славянских племен или древнерусских княжеств не отражает истории Российской Федерации и суммы народов, в нее входящих, фокусируясь лишь на небольшой части ее территории – Восточноевропейской равнины. А как же, например, Поволжье, Кавказ, Сибирь? Во всех регионах, пока они не были объединены в составе единого государства, существовали свои политические образования, являющиеся как частью истории местного населения, так и частью истории России. Поэтому, например, Киевская Русь, Волжская Булгария и, допустим, Кыргызский каганат (на территории совр. Хакасии) должны быть равноправным предметом исследования, с точки зрения постижения истории российской государственности: разные регионы, разные народы, разные традиции.
Период Золотой Орды – один из тех этапов российской истории, когда многочисленные народы были объединены в рамках общей политической системы. И распад этого государственного образования – трагическое событие для всех этих народов, поскольку на территории единого прежде государства начались усобицы между политическими образованиями, восходящими к единой государственной традиции. Как раз одним из примеров таких усобиц и является противостояние Ахмата, хана Большой Орды, претендовавшего на главенство над всем наследием Золотой Орды, но имевшего на это прав не более, чем правитель какого-либо другого постордынского ханства, и Иваном III, правителем некогда захолустного, но теперь усилившегося владения – скажем так, субъекта федерации. Это, по сути, рядовой эпизод, хотя, вероятно, он как-то и способствовал усилению авторитета Ивана III внутри своего удела. Соответственно, интерпретация Стояния на Угре как обретения независимости Московским княжеством от Орды − это грубая спекуляция историческими фактами.
Акцентирование внимания на некоем «иге» приводит нас к этноцентричному одностороннему восприятию истории многонационального государства, т.е. история русского народа (resp. славян) становятся мерилом для выстраивания концепции истории всей страны, где живут не только одни русские. Таким образом, роль других народов в строительстве общего государства принижается или вовсе замалчивается. В Хазарии славяне, а в Золотой Орде русские не были политически доминирующим этносом, однако также составляли часть населения этих государств. Так что, получается, что мы выстраиваем концепцию истории России, исходя из критерия обладания/необладания русских (resp. славян) политической властью? И, соответственно, в этом случае хазары и татары превращаются в поработителей и угнетателей, а не полноправных участников создания единого государства. Подобный подход к истории не только противоречит истине, но и закладывает проблемы в межнациональные отношения на современном этапе и тем более сводит на нет патриотическое воспитание молодежи нерусских национальностей.
Очень грустно наблюдать, как наша политическая элита предпочитает заниматься подобной профанацией вместо того, чтобы в действительности задуматься над поиском путей решения проблем, стоящих на пути единения многонационального народа нашей общей страны.
С благоговением и радостью хочу поделиться приятной новостью: нашему старшему товарищу, наставнику и коллеге, старейшине отечественного востоковедения Михаилу Серафимовичу Мейеру, ныне президенту Института стран Азии и Африки МГУ – 80 лет!

Уверен, что вместе со мною в этот день вознесут свои молитвы благодарности Всевышнему многие его ученики, работающие ныне практически во всех сферах дипломатии, государственно-конфессиональных отношений, религиоведения и востоковедения.

Как персона науки и опытнейший организатор высшей школы Михаил Серафимович олицетворяет собой ту высокую планку, золотой стандарт, к которому мы стремимся при реализации научных, образовательных, издательских проектов. Хвала Всевышнему! Он даровал нам быть современниками и учениками, соратниками такого крупного учёного, выдающегося организатора, уникального дипломата, каковым является глубокопочитаемый Михаил Мейер.

Важной чертой профессиональной деятельности юбиляра является его понимание востоковедческой науки как науки построения культурных и гуманитарных мостов между цивилизациями и народами, поиска языка общения между государствами.

Вне сомнения, бесценен для нас и его особый вклад в созидание нового образа Ислама в постсоветский период: благодаря его знаниям, контактам и проектам заложен фундамент того, что президент Путин назвал «новой социализацией Ислама». Теперь же мы –религиозные и светские институты страны совместно развиваем эти добрые начала.

Так пожелаем все вместе сегодня дорогому Михаилу Серафимовичу здоровья и крепости физической, радости и красоты душевной, мудрости и высокого озарения, которое возможно только при его несравненном опыте!

С молитвой о Вас,

Дамир Мухетдинов,

Первый заместитель председателя ДУМ Российской Федерации,

Главный редактор Издательского дома "Медина"
Сразу два российских региона - Орловская и Владимирская области объявили о намерении поставить осенью 2016 года памятники царю Ивану Грозному. Идеализация моими современниками правителя, имя которого стало фактически синонимом бессмысленной и человеконенавистнической жестокости, меня удручает.
Многими комментаторами был подчеркнут тот факт, что за практически пять столетий − а времена и эпохи в истории российского государства были самые разные, никому не пришло в голову установить памятник Ивану Грозному. В народной исторической памяти этот царь запечатлен, как минимум, как в высшей степени противоречивая, одержимая личность, деятельности которого объективную оценку дать практически невозможно. Это отразилось во многих произведениях искусства как коллективной памяти народа. Здесь и знаменитая картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», и лента С.Эйзенштейна "Иван Грозный", снятая по указке Сталина, а затем запрещенная за то, что режиссер показал царя жестоким убийцей, а из последнего − фильм Лунгина "Царь".
Я бы хотел высказать два принципиальных соображения по обсуждаемому вопросу.
Первое касается политико-общественной стороны вопроса. Для мусульман нашей страны и особенно для родного мне татарского народа, задуманные скульптурные фантазии – это не только неуважение к исторической совестливости и нравственному выбору русского народа, который, действительно, за все прошедшие 500 лет не захотел нигде увековечивать память о душегубе на царском троне в виде городского монумента. Низкий поклон за это всем патриотам России и блюстителям памяти народа!
Я вынужден сказать, что не только возможные памятники, но сама идея – оскорбительны для сотен тысяч моих предков и единоверцев, погибших во время Казанского похода Ивана Грозного, для миллионов их потомков. Не поленитесь, откройте и хотя бы бегло полистайте описания трагедии 1552 года: русские авторы на ясном русском языке описывают ужас уничтожения, боль от которого не утихает веками. Может ли человек любой национальности без слёз и отвращения читать апологетический «Казанский летописец»?
Раздувать ныне старые боли, посыпать соль на раны – татарам про Казань 1552 года, а всем русским «в назидание» об опричнине – разве не провокация? Не язык вражды? Не разрушение межнационального и межконфессионального мира?
Мне печально, что часть моих сограждан поддерживает такие инициативы. Еще печальнее, что инициаторами выступают политики − главы регионов, взявшие на себя бремя ответственности за мир и спокойствие в подотчетных регионах.
При обсуждении подобных инициатив в будущем, как мне кажется, важную роль может сыграть простой тест для чиновников и политиков высокого ранга: а вы лично готовы сегодня повторить методы властвования идеализируемого вами исторического персонажа? Годны ли эти идеи дню сегодняшнему.
Второе соображение заключается в том, что, несмотря на символическую важность темы, главный вопрос в понимании личности Ивана Грозного - нравственный. Иван Грозный, прежде всего, безрассудный убийца и только потом склонный к жестокости и решительный правитель. И снова, для любителей списывать все зверства на присущую средневековью жестокость: а вы были бы готовы посмотреть в глаза безвинной жертвы в момент ее нечестивого убиения? Увидеть в ее глазах боль и отчаяние и сделать вид, что ничего страшного не происходит?
Мне кажется, что именно это нравственное осмысление наследия Ивана Грозного и закрепило его образ в памяти народной не как образ "крепкого государственника" (каким он, безусловно, был, в своем извращенном понимании), а как образ фигуры, в своей политической борьбе утратившей человечность. Прежде всего, он полностью противоречит христианской морали.
Я, как и миллионы моих соотечественников, этот образ ослепленного яростью, помутившегося рассудком человека как образ, достойный памятника, принять не могу.

Дамир Мухетдинов – кандидат политологии, представитель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России в Межрелигиозном совете России
С прискорбием узнал сегодня новость о кончине известного архитектора Ильяса Ибрагимовича Тажиева и выражаю слова сочувствия и соболезнования членам его семьи, а также всем, кто ценил и любил талант мастера. Да упокоит Аллах душу Ильяса ага и сделает Рай последним его пристанищем. Воистину, все мы принадлежим Всевышнему и к нему наше возвращение!
Как уроженцу Нижегородской области из всех работ Ильяса Тажиева мне особенно близок прекрасный комплекс "Рашида" в селе Медяна. В ее архитектуре, а также в строгом и утонченном архитектурном облике Мемориальной мечети "Шухада" в честь воинов-мусульман, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны и других его работах прекрасно видны и его мастерство, и глубокое знакомство с мусульманскими традициями зодчества. Для истории архитектуры наследие Тажиева ценно тем, что в условиях открывшихся религиозных свобод, в том числе и свобод для культового зодчества, он был одним из немногих, кто не пошел по пути простого копирования, но создавал оригинальные, неповторимые проекты.
И первоначальный проект нашей величественной красавицы − Московской Соборной мечети (хотя позднее и усовершенствованный) создала группа архитекторов под руководством Тажиева. Отношения Ильяса Ибрагимовича и руководства ДУМЕР и СМР не всегда складывались безоблачно, причиной тому были и люди из окружения архитектора, настраивавшие его против муфтията. Но большой вклад мастера в развитие культового зодчества российских мусульман на современном этапе признал и муфтий шейх Равиль Гайнутдин, выразив свои искренние братские соболезнования и организовав помощь в погребальном процессе.
Знаменитый хадис гласит, что тому, кто построит на земле мечеть, Аллах возведет прекрасный дом в Раю. ИншаАллах, думаю это касается как тех, кто жертвует из собственных средств на строительство мечетей, кто физически выполняет эту сложную работу, так и тех, кто жертвует на эти благие цели свой профессионализм и талант.
И еще один хадис, который, как я считаю, служил бы прекрасной эпитафией на могиле усопшего: Аллах красив и любит красоту.
Уважаемый Антон Эдуардович, мир Божий да будет с Вами!
Позвольте поздравить Вас с назначением на пост Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Сложившееся за последние годы плодотворное взаимодействие Администрации Президента с Духовным управлением мусульман Российской Федерации является новым, исторически значимым достижением в развитии государственно-конфессиональных отношений и служит на благо как мусульманам России, так и всем слоям нашего общества. Вы успешно развивали эту деятельность, будучи заместителем руководителя администрации президента Сергея Борисовича Иванова.
Президент высоко оценил как работу Вашего предшественника, так и Вашу – тем самым, как мы надеемся, будут продолжены и развиты заложенные ранее традиции и методы работы.
Мусульмане особо ценят то, что на высшем уровне руководство России в наше сложное время с его новыми вызовами отстаивает суверенитет страны, национально-культурную самобытность и высшие традиционные ценности религий её народов. Надеюсь и молюсь о том, чтобы эти ценности и впредь получали поддержку совместными усилиями государства, гражданского общества и верующих в Единого Бога.
Желаю Вам творческих успехов в труде, прекрасного здоровья и щедрой помощи Божией на новом месте Вашего ответственного государственного служения.

С глубоким уважением и молитвой о Вас –
Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ответственный секретарь Международного мусульманского форума.
Рамазану Гаджимурадовичу Абдулатипову в этом месяце исполнилось 70. Мне лично посчастливилось поздравить юбиляра, пожелать долголетия и вознести мольбы о даровании главе Дагестана милости Аллаха и успеха в обоих мирах.





Формат торжеств не предполагал детального анализа роли политика в российской государственной жизни и ее значения для будущего всего мусульманского сообщества страны. Эта тема отдельного серьезного разговора. Уверен, что Рамазану Гаджимурадовичу будут посвящены монографии, диссертации, его деятельность будут изучать студенты. Сейчас же хотел бы обозначить только первые контуры этого "абдулатиповедения".

В судьбе Рамазана Гаджимурадовича отразилась история современной России. Он был участником всех без исключения ключевых событий в истории нашей страны на рубеже XX-XXI веков. Для нас особенно важно то, что всегда при этом, помимо всего прочего, он оставался представителем мусульманского сообщества России.





Благодаря во многом ему, роль "исламского фактора" играла и играет такую важную роль, мусульмане сегодня пользуются всеми формальными и неформальными правами граждан России, а само наше государство устами своих самых высших руководителей декларирует мусульмано-православную идентичность и евразийские перспективы развития.

Достаточно сказать, что именно Рамазан Гаджимурадович был первым председателем Совета национальностей Верховного Совета России. Иными словами, мусульманин, кавказец занимал пост главы высшей палаты тогдашнего парламента, один из главных постов в стране (!). В истории России ни до, ни после такого не было.

Во время внутриполитического конфликта сентября-октября 1993 года он представлял Верховный Совет на переговорах между президентом и парламентом.

Кстати, за несколько лет до этого, летом 1991 года, Абдулатипов принял участие в предвыборной кампании Вадима Бакатина на должность президента России в качестве кандидата в вице-президенты. 12 июня 1991 года влиятельный силовик и молодой политик, как потом стали говорить, "кавказской национальности", собрали 2 719 757 голосов избирателей.

Интересно, что в напарники будущий глава КГБ СССР выбрал именно талантливого и перспективного представителя мусульман страны. Это говорит, с одной стороны, о значении, которое уже тогда придавали "исламскому фактору", и личных выдающихся качествах Рамазана Гаджимурадовича, с другой.

Никто не знает, как бы пошла наша история, если бы Верховный Совет в 93 году не был бы расстрелян Борисом Ельциным, а продолжилось бы мирное поступательное развитие демократических институтов в РФ. Но мне лично очевидно, что
грабительской приватизации, войны в Чечне, сдачи геополитических позиций патриот и государственник Абдулатипов, хоть в должности вице-президента, хоть главы парламента, точно не допустил бы.

Позже свою приверженность принципам законности, демократии и федерализма, приверженность идеям равенства и развития всех народов и регионов страны он доказал делом, будучи министром по делам национальностей и вице-премьером. Тогда был заложен фундамент евразийского курса в национальной политике, который берет верх сегодня.

Но есть еще одна очень важная деталь. Абдулатипов - автор множества книг и научных монографий, в том числе по исламской проблематике. Доктор философских наук. Человек энциклопедических знаний.

Он имеет опыт не только политической, административной, дипломатической, но и научной и преподавательской работы. Это очень важно и не так часто встречается сегодня. Как правило, российские бюрократы крайне односторонни. Всю жизнь работают в сфере управления, мало соприкасаясь с научной средой и публичной политикой. Рамазан Гаджимурадович, безусловно, тут на голову выше большинства сегодняшних управленцев. Именно поэтому он всегда в команде высшего государственного руководства.

Что касается вклада в развитие стратегического диалога Росиии с Исламским миром, который сегодня получил мощное развитие, то именно Абдулатипов стоял у его истоков. Во времена господства радикально прозападного курса он был в числе руководителей российско-арабской межпарламентской ассоциации.

В 2000 году ему Президент Владимир Путин в качестве своего специального представителя поручил совершить визиты в Саудовскую Аравию и ОАЭ. Это были трудные дни нашей современной истории - началась вторая война в Чечне.

Все эти годы Рамазан Гаджимурадович находился в плотном духовном и рабочем общении с главой Духовного управления мусульман РФ муфтием Равилем Гайнутдином. Их связывает глубокая 30-летняя дружба. Благодаря этому родилось множество интересных и прорывных идей и проектов, которые реализовывались, совместно, например, по линии ДУМ РФ и возглавляемой Абдулатиповым Ассамблеи народов России.

Абдулатипова по праву можно назвать патриархом среди политиков-мусульман современной России. Он последний руководитель мусульманского региона - представитель поколения людей, закладывавших фундамент современной России. В истории нашей страны редкий приверженец Ислама, кавказец поднимался так высоко и так долго оставался на ключевых постах.

Нашей горячей молодежи надо ценить людей с таким колоссальным опытом и учиться у них, питая к ним такое же почтение, которое питают к шейхам и мудрецам. Тогда будет преемственность поколений и огромная польза для всех, прежде всего для самой молодежи.

Еще раз желаю многоуважаемому Рамазану Гаджимурадовичу здоровья, успехов и сил. Молю Аллаха о его укреплении и даровании ему милости и благодати в будущих свершениях.

Баракалла Вам за Ваш труд!
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин, как духовный лидер российских мусульман и сопредседатель Евразийского исламского совета (ЕИС), 9 августа посетил совместно с другими членами президиума ЕИС Великое национальное собрание Турции (турецкий парламент) и встретился с его председателем Исмаилом Кахраманом. Визит прошел параллельно с исторической встречей лидеров России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербурге, открывшем новую страницу в отношениях двух стран, и духовно подкреплял процесс восстановления связей великих держав.

В числе религиозных деятелей, нанесших в парламент визит солидарности с турецким народом, выступившим 15 июля в защиту конституционности и правопорядка, были председатель ЕИС, глава Управления по делам религии Турции доктор Мехмет Гёрмез, председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде, муфтий Боснии Хусейн Кавазович, председатель Исламского союза Косово Наим Тернава и другие.



Муфтий Гайнутдин в ходе встречи выразил соболезнования турецкому народу в связи с человеческими жертвами, которые повлекла за собой вероломная попытка государственного переворота в ночь с 15 на 16 июля 2016 года в Турции. Он вознес молитвы за души погибших героев, отдавших жизни для защиты своей страны от заговорщиков. Глава Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России отметил, что мусульмане нашей страны со слезами на глазах восприняли известие о многочисленных человеческих жертвах и молятся об их упокоении.



Вместе с тем, июльские события, по мнению муфтия Гайнутдина, − это повод поздравить турецкий народ с великой общенациональной победой, которая привела к сплочению всего турецкого общества, всех патриотических сил и гражданского общества вокруг президента Реджепа Эрдогана.

Как подчеркнул муфтий Гайнутдин, в эти дни мусульманское сообщество России с надеждой и воодушевлением наблюдает за восстановлением российско-турецкого взаимопонимания и сотрудничества. Символичным он назвал факт встречи российского и турецкого лидеров Владимира Путина и Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербурге и достижение договоренностей по целому ряду экономических проектов.



В то же время, по словам духовного лидера российских мусульман, несмотря на политические разногласия, духовные братство обязывало российских мусульман искать пути примирить свои страны, пусть даже в молитвах. А после трагических событий 15 июля в российских мечетях был услышан призыв доктора Мехмета Гёрмеза о молитвах за погибших, были прочитаны гаиб джаназа-намазы. Молитвы-дуа за души погибших, а также за скорейшее излечение раненых и пострадавших в ходе встречи от имени всех присутствовавших религиозных деятелей также вознес муфтий Гайнутдин.



В рамках бесед, кроме всего прочего, прозвучали призывы укреплять общемусульманское единство и солидарность. Лидер российских мусульман заверил, что в нашей стране будет сделано все для пресечения деятельности подрывных сект, рядящихся в одежды образования и просвещения. Важной частью визита стал также осмотр здания парламента, серьезно пострадавшего от бомбардировок путчистов.

Вместе с тем, в минувшее воскресенье, 7 августа, мне от имени миллионов российских мусульман посчастливилось принять участие в "митинге миллионов" в Стамбуле. Это масштабное собрание людей, ознаменовало собой торжество турецкого народа, гражданской нации над заговорщиками, желавшими растоптать волю народа и угрожавшими самой сути турецкого государства. Это, как бы сказали, торжество суверенной демократии над компрадорами и национал-предателями.

Это также, безусловно, личный триумф Эрдогана. Ведь именно с его именем прямо ассоциируются все успехи Турции последних лет и победа над путчистами в том числе. Он стал подлинным общенациональным лидером, вокруг которого сегодня перед лицом внешней угрозы во имя сохранения государства сплотились все - от его преданных сторонников до оппозиционеров.



Активность ДУМ РФ и лично муфтия Гайнутдина таким образом не только сопровождает внешнеполитический курс высшего руководства страны, но и в некотором смысле предваряет его. На мусульманском направлении ДУМ РФ идет на несколько шагов впереди, создавая благодатную почву для значимых решений.

По сути муфтият стал своего рода "мусульманским крылом МИДа", а муфтий Гайнутдин лично его руководителем. Он мастерски ведет духовное, морально-нравственное сопровождение внешней политики РФ в ключевом регионе планеты. Это больше, чем народная дипломатия и поддержание гуманитарных связей. ДУМ РФ - это "духовный, мусульманский спецназ" России и Владимира Путина.

На протяжении многих месяцев мы делали все возможное для сохранения связей с Анкарой, работа не утихала даже в дни самого глубокого разлада в отношениях, последовавшего за инцидентом с российским самолетом в ноябре прошлого года. Сегодня некоторые детали этого титанического труда уже можно раскрыть.



Муфтий Гайнутдин, один из немногих, тогда выступил категорически против раскручивания маховика антитурецкой истерии. И публично, и в личном обращении к Президенту России. Это, поистине, был героический шаг, значение которого еще предстоит оценить.

Председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин на свой страх и риск четко заявил, что в сложившихся условиях "российские мусульмане должны быть миротворцами", а он лично готов содействовать урегулированию российско-турецких отношений, осложнившихся после сбитого турецким F-16 российского самолета Су-24. Гайнутдин призвал стороны "успокоиться", отметив, что "точка бесповоротного отсчета не пройдена и есть возможность еще находить компромиссы путем дипломатии, путем переговоров". Глава ДУМ РФ также заметил, что Россию с Турцией связывает очень многое и что "сегодня простой народ не должен страдать - ни российский, ни турецкий".

Тогда это многим показалось гласом вопиющего в пустыне. Муфтия разного рода борзописцы (например, Роман Силантьев) поспешили обвинить в "протурецкой позиции", попутно, правда, призвав сохранять в России деятельность организаций, повинных в смерти нескольких сотен человек и впоследствии признанных террористическими.

Но прошло совсем немного времени и все стало на свои места. Позиция заявленная Гайнутдином сегодня не просто создает позитивный имидж нашей страны в исламском мире. Она показывает, что не всех у нас тогда охватила антитурецкая и антимусульманская истерика. Гайнутдин приносит России огромные вполне материальные дивиденды. Возобновление бизнес связей и, иншаЛлах, запуск "Турецкого потока" - это миллиарды долларов в бюджет. Это пенсии, социальные выплаты, развитие образование и медицины для десятков миллионов простых россиян - православных, мусульман, иудеев, буддистов и т.д.



В дни кризиса в отношениях с Анкарой я прямо указывал, что существуют третьи силы, цель которых - поссорить российский и турецкий народы. События 15 июля это наглядно показали. На данный счет говорили великие лидеры России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган в ходе встречи в Петербурге 9 августа.

Успешность миссии муфтия Гайнутдина, духовно подкрепляющая стремительно восстанавливающиеся российско-турецкие отношения, доказала, что ложь и те, кто к ней прибегает, могут одерживать верх только в условиях смут и истерик. Поэтому политикам так важно, даже в самые критические моменты, не поддаваться эмоциям и прислушиваться к духовным пастырям. Их призыв к миру и взаимопониманию, в конце концов, всегда преодолевает козни врага рода человеческого и его приспешников из числа людей.

Гайнутдина в ноябре прошлого года обвиняли в "аполитичности". Но настоящий муфтий, религиозный лидер и не должен быть политичным, чтобы колебаться как лист на ветру. Его задача - нести слово правды. И в этом его сила и задача. Наш муфтий достойно справился со своей миссией и в этот раз.



Я уверен, Родина и история по достоинству оценят его вклад в углубление братских связей Москвы и Анкары и вообще в развитие стратегического партнерства России и Исламского мира. Но самая главная его (и наша, будем надеяться) награда у Всевышнего Аллаха!

Дамир Мухетдинов



Ссылки по теме:

http://dumrf.ru/upravlenie/documents/11096
http://dumrf.ru/common/event/11106
http://dumrf.ru/common/event/11105
http://dumrf.ru/common/event/11104
http://dumrf.ru/common/opinions/11102
Сегодня в Санкт-Петербурге проходит историческая встреча двух выдающихся лидеров современности - Владимира Путина и Реджепа Эрдогана. Всевышний вновь дает нашим странам шанс на выстраивание стратегического сотрудничества.

Меня в этой связи больше всего волнует проблема фундаментального подкрепления данного диалога, чтобы этот, безусловно, взаимовыгодный процесс не мог быть сорван нашими общими геополитическими, если ни сказать цивилизационными, противниками. Иначе говоря, чтобы наша дружба не могла быть разрушена внешними силами и второстепенными конъюнктурными тенденциями.
В минувшее воскресенье, 7 августа, мне посчастливилось принять участие в "митинге миллионов" в Стамбуле. Это масштабное собрание людей, ознаменовало собой торжество турецкого народа, гражданской нации над заговорщиками, желавшими растоптать волю народа и угрожавшими самой сути турецкого государства. Это, как бы сказали, торжество суверенной демократии над компрадорами и национал-предателями.
Это также, безусловно, личный триумф Эрдогана. Ведь именно с его именем прямо ассоциируются все успехи Турции последних лет и победа над путчистами в том числе. Он стал подлинным общенациональным лидером, вокруг которого сегодня перед лицом внешней угрозы во имя сохранения государства сплотились все - от его преданных сторонников до оппозиционеров.
Эта ситуация ставит вновь на повестку дня углубление сотрудничества с Россией во всех сферах - от мировой политики до бизнеса и туризма. Анкара, прямо декларирующая, что за мятежниками стояли США, готова идти на серьезное сближение.
В ДУМ РФ мы делали все возможное для сохранения связей даже в дни самого глубокого разлада в отношениях, последовавшего за инцидентом с российским самолетом в ноябре прошлого года. Муфтий Гайнутдин, один из немногих, тогда выступил категорически против раскручивания маховика антитурецкой истерии. Это, поистине, был героический шаг, значение которого еще предстоит оценить.



Вчера, предваряя саммит Путин-Эрдоган, состоялась встреча Гайнутдина с главой Управления по делам религии Турции доктором Мехмедом Гермезом. Достигнуты важные договоренности о расширении сотрудничества.
Надо прямо сегодня признать, что в возобновлении российско-турецкого стратегического диалога огромная роль, если не ключевая, принадлежит Гайнутдину. Он всегда, несмотря ни на что, четко говорил, что дружба Москвы и Анкары - это залог стабильности и мира на всем евразийском пространстве. Самим Всевышним этим двум мусульмано-православным странам, этим двум великим наследникам Византии, тюркской и славянской государственной традиции, определена дружба и добрососедство. Это наша принципиальная позиция, которая не может быть пересмотрена в угоду сиюминутным факторам.
К сожалению, далеко не все по обе стороны Черного моря разделяют такой подход. Как сейчас особенно четко стало видно, у российско-турецкой дружбы открытых врагов куда больше, чем казалось.
Достаточно сказать, что с открытой поддержкой ФЕТО, организации учинившей кровавую бойню 15 июля в Турции и признанной террористической в 57 государствах ОИС, выступили такие разные деятели, как влиятельный либеральный политолог Станислав Белковский, бывший глава Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский и скандальный провокатор, называющий себя исламоведом, Роман Силантьев. Я уже не говорю про целые лоббистские группы экспертов и журналистов самой разной ориентации - от державников до западников, которые сегодня принялись лепить в российском общественном мнении образ "тоталитарной Турции".



К глубокому сожалению, деятельность этого антитурецкого и антироссийского спрута дает свои плоды, что было хорошо видно в конце 2015 года. И несмотря на все сближающие факторы, до сих пор проект российско-турецкой дружбы имеет под собой лишь экономические и геополитические основания.
Для его же устойчивости необходимо выстраивание целой сети, системы культурных, научных, образовательных, гуманитарных связей. Народной дипломатии, наконец. Как это есть у России и Турции с Западом, например. Пока, к великому стыду, в целом мы очень мало знаем друг о друге. Даже величайшие имена наших культур почти не известны не только массам, но и даже элите. Не говоря уже о глубинном понимании современных социальных и политических процессов. Эта сфера серьезно хромает.
А именно здесь кроется секрет успешности отношений. Возьмем Европу: несмотря на всю политическую враждебность, связи и Анкары, и Москвы с ней остаются чрезвычайно прочными.
Тут особая ответственность на мусульманах России. Прежде всего, на ДУМ РФ, которое единственное из мусульманских организаций в критический момент не повернулась к проекту стратегического диалога Москвы и Анкары спиной (Ссылка по теме: http://dumrf.ru/common/opinions/11069). По большому счету, мы единственные, кто может реально фундаментально подкрепить этот процесс. В противном случае недруги, явные и, прежде всего, скрытые, вновь могут его заболтать и саботировать, доведя до краха в интересах третьих сторон.



Поэтому очень важно всем ответственным мусульманским лидерам, активистам, пишущим в СМИ и соцсетях братьям и сестрам сегодня сплотиться вокруг муфтия Гайнутдина в поддержке прорывного саммита Путин-Эрдоган. Сквозь двусмысленные и враждебные комментарии надо донести суть происходящего до всей общественности. Это будет проявлением гражданской и морально-религиозной позиции. Тем самым мы покажем, что можем вносить серьезный вклад в дружбу и добрососедство во имя подлинных интересов своей Родины.

Дамир Мухетдинов,
первый заместитель председателя ДУМРФ, председатель ДУМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ответственный секретарь Международного мусульманского форума

ПРОШЛЫЕ ЗАПИСИ

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

МЕТКИ ЗАПИСЕЙ

ПОДПИСКИ НА НОВОСТИ

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner